Как проверить распредвал са­мос­то­я­тель­но

Как сделать развал-схождение сво­и­ми руками

Как выбрать детское автокресло

Холодный пуск двигателя лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля

"Прикурить" аккумулятор лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля

Подготовка лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля к зиме

Зарядное устройство для ак­ку­му­ля­то­ра ав­то­мо­би­ля

Замена колеса на автомобиле

Экономия топлива на ав­то­мо­би­ле

Давление в шинах ав­то­мо­би­ля

Бесконтактная мойка ав­то­мо­би­ля

Что такое иммобилайзер в ав­то­мо­би­ле?

Защита лакокрасочного пок­ры­тия ав­то­мо­би­ля

Полировка автомобиля своими ру­ка­ми

Можно ли смешивать масла раз­ных производителей?


Автомобильное колесо

В завершение рассмотрения ходовой части рассмотрим автомобильное колесо. Мы уже выяснили, что автомобильное колесо является конечной точкой получения крутящего момента от двигателя автомобиля ( см. устройство двигателя автомобиля ). Задача колеса – придать автомобилю движение. Казалось бы, что проще? Но в реальности автомобильное колесо выполняет несколько важных функций, обеспечивающих, в первую очередь, движение автомобиля и его безопасность вместе с водителем и пассажирами.

Автомобильное колесо

Существуют следующие разновидности колес:


Спицевое колесо


На сегодняшний день носителями колес такого типа являются велосипеды и некоторые модели мотоциклов. Достоинства колес спицевого типа заключаются в их высокой энергоемкости, к недостаткам можно отнести невысокую точность геометрии колеса и высокую трудоемкость в процессе изготовления. Также колеса спицевого типа можно встретить на ретро-карах и выставочных моделях.


Стальное колесо (классическое)


Данный тип колес является наиболее дешевым и самым распространенным в мире; как правило, изготавливается из листовой стали, очень уверенно зарекомендовало себя во всех разновидностях транспорта.


Легкосплавные колеса


Колеса из легких сплавов по технологии производства можно разделить на три категории: комбинированные (сборные), литые и кованые.

Главные преимущества колес из легких сплавов:

  • Меньший вес;
  • Геометрическая точность;
  • Разнообразие оформления колес;
  • Улучшенное отведение тепла от тормозных систем.

К примеру, если колесо из стали типоразмерности 5J и весом 5.5 кг, то литое из легких сплавов – 4.7-5 кг, а кованое – примерно 4.3-4.6 кг. Технически снижение массы автомобильного колеса обозначает уменьшение веса неподрессоренных элементов и сил инерции. За счет этого автомобильному колесу проще будет справиться с неровной поверхностью дороги, что обеспечит более четкую реакцию подвески авто. В свою очередь, управляемость и контакт автомобиля с дорожным полотном улучшится в несколько раз. Уменьшение инерционности увеличивает ресурс самого автомобиля, повышает разгонную и тормозную динамику и, как следствие этого, уменьшает потребляемость топлива.


Литые колеса


Такие колеса изготавливаются путем отливки в форму. Как правило, применяются магниевые, алюминиевые и реже титановые сплавы. По завершении процесса отливки в некоторых случаях выполняется термообработка (для повышения механических характеристик колеса). Свой завершенный вид автомобильное колесо приобретает, пройдя этапы механической обработки и покраски. По цене – это самая окупающаяся разновидность изготовления колес из легких сплавов.


Кованые колеса


Данный тип колес производится методом энергоемкой горячей штамповки. Изделие проходит строгую термообработку (старение и закалка). Свой конечный вид диск приобретает, пройдя этапы механической обработки и покраски. По своей стоимости это один из самых дорогих типов изготовления легкосплавных дисков (поковка может весить до 25 кг – выход одного диска 5 кг плюс значительные трудо- и энергозатраты).


Комбинированные колеса


Разновидность колес, которая, как правило, состоит из нескольких частей. Каждая составляющая автомобильного колеса может быть изготовлена по разным технологиям (к примеру: обод – вальцовка (титановый прокат), спицы – литьё (алюминиевый сплав)). Спицевое колесо также принадлежит к данной категории.


Композитные колеса


Сегодня колеса композитного типа устанавливаются на спорт-кары и некоторые модели велосипедов. Широкое распространение этого вида ограничено и достаточно высокой ценой.


Крепление колеса


Колесо крепится к колесной ступице посредством резьбовых соединений:

  • Крепление на шпильках;
  • Крепление на болтах;
  • Крепление на клиньях;
  • Крепление на оси.

Как правило, применяются многоточечные крепления (кроме эксклюзивных автомобилей и спорт-каров).


Устройство колеса автомобиля

Схема устройства колеса автомобиля показана на рисунке ниже.

Устройство колеса автомобиля

Два основных элемента автомобильного колеса, как и в велосипеде — это диск и шина. Диск через отверстия крепится болтами к ступице с полуосью. На диск надевается шина, основные задачи которой – надежное сцепление с дорогой и смягчение ударных нагрузок при наезде на неровности. Шины могут быть бескамерными, когда воздух накачивается непосредственно внутрь ее, и камерными, когда внутри шины еще есть резиновая камера с воздухом. Одна из задач шины – защитить камеру от проколов и порезов. Поэтому любая автомобильная шина, кроме плотного слоя резины еще имеет корд. Корд — это кольцо из мягких металлических нитей, проходящих по всему внутреннему диаметру шины, а также по всей ее поверхности. Эти нити образуют каркас, на который наслаивается резина.

На внешнюю окружность шины вулканизируется (наваривается под высокой температурой) еще один слой, называемый протектор. Протектор имеет рельефный вид в виде рисунка. Именно за счет протектора и обеспечивается надежное сцепление с дорогой, крайне необходимое при движении автомобиля. Особенно при таких маневрах как изменение направление движения (поворот, разворот) и торможение, когда от некачественного или изношенного протектора автомобиль может потерять управление.

Стоит упомянуть о понятиях «летней» и «зимней» резины, которые многие уже слышали. Это те самые шины, которые приспособлены к применению в определенное время года. Зимние шины меньше скользят по снегу, устойчивы к низким температурам. Летние шины должны обеспечивать сцепление с мокрой (влажной) дорогой, не терять своих свойств при повышенных температурах (плавление или отслоение при перегреве).

На этом рассмотрение устройства колеса автомобиля можно считать законченным.

Маркировка дисков автомобиля

Любое автомобильное колесо отличается стандартной маркировкой дисков автомобиля, невзирая на то, какого типа это колесо – стальное (штампованное) или легкосплавное (литое).

Маркировка дисков автомобиля

В качестве примера рассмотрим следующую маркировку дисков автомобиля:
ET48 DIA67.5 или 6,5Jx16H2LZxPCD 5x114,3, Offset48

  • 6.5 – монтажная ширина колесного обода в дюймах.
  • H2 – число HUMP ("хампов"). Число кольцевых выступов на колесном ободе вдоль закраин (необходимы при увеличении боковых сил для предотвращения схода шины с посадочного места).
  • J – профиль колесного обода (пример: HJ, CH, C, JJ и т.д.).
  • 16 – монтажный диаметр колесного обода в дюймах.
  • LZxPCD 5x114,3 – число крепежных точек (в этом примере их пять). А также диаметр окружности – PCD, на которой находятся центры крепежных отверстий (в данном примере 114,3 мм). У колесных дисков с 4-мя крепежными отверстиями параметр PCD измеряется как отрезок между центрами отверстий, противоположных друг другу. У дисков с пятью отверстиями расстояние измеряется между центрами наиболее отдаленных друг от друга отверстий, а после умножается коэффициент 1.051.
  • Offset 48 (или ET48) – Вынос (вылет) привалочной плоскости колеса относительно оси симметрии обода. Вынос бывает как отрицательный (например: ЕТ-4 «Джип», ЕТ40 – легковой автомобиль), так и положительный; измеряется в миллиметрах. В этом примере он равняется 48 мм.
  • DIA 67.1 – диаметр центрального отверстия, отвечающего за центровку колеса в сборе на ступице транспортного средства. Процесс измерения выполняется со стороны привалочной плоскости. В данном случае – 67.1 мм.

Большая часть производителей колес изготавливают DIA большего диаметра и используют переходные кольца для центровки на ступице.


Дополнительная маркировка дисков автомобиля


  • TUV, ISO, SALE – клеймо контролирующего органа. Данная маркировка говорит о том, что колеса соответствуют международным стандартам или правилам.
  • 0407 – Дата изготовления (неделя и год). В нашем случае данные обозначают, что диск был реализован в 4 неделю 2007 года.
  • MAX LOAD 2000LB – обозначение пиковой нагрузки на колесо (обозначают в фунтах или килограммах). В нашем случае он составляет 2000 фунтов.
  • MAX PSI 50 COLD – данное обозначение отображает максимальное давление в шине. В нашем случае давление не должно быть выше 50 фунтов на один квадратный дюйм, «COLD» (холодный) обозначает, что выполнять измерения необходимо в холодной шине.

Маркировка шин автомобиля

Рассмотрим маркировку шин автомобиля.

Маркировка шин автомобиля

При маркировке шин автомобиля используется две системы: метрическая и дюймовая. Рассмотрим каждую из них отдельно.


Метрическая система


Например: LT 206/56R1792V

  • LT (в качестве опции, обязательное обозначение по DOT) – это функция автомобильной шины; LT (Light Truck) – легкий грузовик; P (passenger car) – легковой автомобиль; ST (special trailer) – для фургонов, телег, прицепов; нельзя применять для пикапов, грузовиков, легковых авто; T – временная (применяется исключительно для запасных шин).
  • 206 – ширина профиля в миллиметрах.
  • 56 – отношение профильной высоты к ширине, %. Если процент не указан – считается, что равно 82 процентам.
  • R – шина имеет радиальный каркас (если буква отсутствует – шина диагонального типа). Очень частая ошибка – букву «R» принимают за обозначение радиуса. Возможные типы: B – диагонально-опоясанная шина. Каркас шины аналогичен каркасу шины диагонального типа, но имеет так называемый брекер, как и у радиальной шины, D – диагональный тип каркаса.
  • 17 – посадочный диаметр шины (равняется диаметру обода колесного диска), измеряется в дюймах.
  • 92 – индекс нагрузки (на некоторых вариантах колесных шин в дополнение к этому также может быть указана нагрузка в килограммах – Max Load).
  • V – определяемый по таблице индекс скорости.

Возможные вариации маркировки шин автомобиля:


  • Расположение индекса скорости возможно в различных местах маркировки: 220/45SR18, 225/55 SR17 90S, 215/50R16 91S.
  • Присутствие после диаметра буквы С, к примеру, 185/75R15C 105/100R, означает «коммерческий». Данная шина предназначена для грузовиков и пикапов с повышенными грузоподъемными свойствами.
  • После размера могут располагаться буквы SL, RF, XL, LL ( к примеру, P 240/70R-17 XL, 280/40R-20 LL). Они обозначают соответственно пониженную (light load), повышенную (reinforced, extra load), стандартную (standard load) несущую способность. В американской маркировке обозначение «XL» соответствует максимально возможному давлению 41 psi (280 kPa), LL и SL – 35 psi (240 kpa), в евро-маркировке XL/RF равняется 42 psi (290 kPa), LL отсутствует. Отсутствие данного обозначения соответствует типу SL.
  • Обозначение FR (к примеру, 220/45 R18 88V FR), стоящее после размера, обозначает шину с защитой дискового обода. Бортик защиты, расположенный на боковине низкопрофильной шины, отлично защищает боковину самой шины и диск от повреждения при движении на высокой скорости по неровному дорожному полотну.
  • В отдельных случаях посадочный диаметр может быть обозначен в миллиметрах, к примеру, 195 70R390, такие колесные шины называются миллиметровыми. В случае, если после диаметра стоит буква А, то это обозначает асимметричный посадочный обод, то есть разные внешние и внутренние диаметры посадочного обода. К примеру, в случае 240/715R470A 105T посадочный внутренний диаметр будет равен 480 мм, а внешний – 460 мм.

Миллиметровые диски вместе с дюймовыми шинами и наоборот – миллиметровые шины с дюймовыми дисками – совмещать и применять запрещается.


Дюймовая система


Например: 25x11.50 R 17 LT 114R

  • 25 – внешний диаметр колесной шины, измеряется в дюймах.
  • 11.50 – ширина колесной шины, измеряется в дюймах (необходимо заострить внимание, что это ширина шины, а не ее протекторной части. К примеру, для шины с шириной 10.5 дюймов ширина протекторной области будет составлять не 26.5 см, а 23 см, а протекторная область 26.5 см будет у колесной шины с указанной шириной в 12.5 см.). В случае если внешний диаметр не указан, то профиль рассчитывается следующим методом: если ширина колесной шины оканчивается на «0» (например 10.50 или 7.00), то высоту профиля принято считать равной 92%. Если же ширина колесной шины на ноль не оканчивается (к примеру, 10.55 или 7.05), то высота профиля равняется 82 процента.
  • R – шина имеет радиальный каркас.
  • 17 – посадочный диаметр колесной шины, то же что и в метрической системе, обозначается в дюймах.
  • LT (light truck, для нетяжелых грузовиков) – функция шины.
  • 114 – индекс нагрузки.
  • R – скоростной индекс.


Читайте также:

Устройство тормозной системы легкового автомобиля

Давление в шинах автомобиля

На главную:

Устройство легкового автомобиля

(c) avto-ustroistvo.ru