Как проверить распредвал са­мос­то­я­тель­но

Как сделать развал-схождение сво­и­ми руками

Как выбрать детское автокресло

Холодный пуск двигателя лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля

"Прикурить" аккумулятор лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля

Подготовка лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля к зиме

Зарядное устройство для ак­ку­му­ля­то­ра ав­то­мо­би­ля

Замена колеса на автомобиле

Экономия топлива на ав­то­мо­би­ле

Давление в шинах ав­то­мо­би­ля

Бесконтактная мойка ав­то­мо­би­ля

Что такое иммобилайзер в ав­то­мо­би­ле?

Защита лакокрасочного пок­ры­тия ав­то­мо­би­ля

Полировка автомобиля своими ру­ка­ми

Можно ли смешивать масла раз­ных производителей?


Газобаллонное оборудование на автомобиль (ГБО)

Чтобы транспортное средство могло работать на газообразных топливах, его ос­на­ща­ют газобаллонным оборудованием. Рассмотрим процесс установки и работы га­зо­бал­лон­но­го оборудования на автомобиль.

Газобаллонное оборудование на автомобиль (ГБО) – дополнительное оборудование автомобиля, позволяющее подавать и хранить в двигателе внутреннего сгорания га­зо­об­раз­ное топливо. В зависимости от типа силового агрегата и вида используемых газообразных топлив, автомобили изготавливаются или переоборудуются в газобаллонные машины: од­но­топ­лив­ные, двухтопливные с независимым питанием мотора одним из топлив, а также двухтопливные, в которых подача двух топлив происходит одновременно (газодизели).

Газобаллонное оборудование на автомобиль

К газообразным топливам относят:

  • Газ, сжиженный нефтяной (пропан-бутановая смесь);
  • Сжатый (компримированный) природный газ (метан).

В зависимости от используемого газового топлива схемы питания отличаются своими специфическими свойствами и одновременно общими элементами. При классификации ГБО систем используют термин поколения. Но на сегодняшний день официально утвержденной международной классификации газобаллонного оборудования на автомобиле не су­щест­ву­ет, в определенных профессиональных кругах сложилась своя градация.

При рассмотрении устройства, работы и эксплуатации газобаллонного оборудования на автомобиле возникает целый ряд вопросов, на которые необходимо дать ответы.


Какие изменения необходимо внести в конструкцию для установки газобаллонного оборудования на автомобиль?


Практически никаких. Газобаллонное оборудование на автомобиль можно рас­це­ни­вать как опцию, которую можно в любой момент снять и продать. Единственное изменение – это электромагнитный клапан, который врезается в топливную магистраль, главная функция которого – отключение подачи бензина. Зато после установки ГБО, вы сможете выбирать на каком топливе ездить, а также будет увеличен общий запас хода автомобиля.


Какие преимущества у газа перед бензином?


Кроме цены за литр (одна из главных причин) есть еще несколько плюсов:

  • отсутствие детонации двигателя, поскольку октановое число газа превышает 100;
  • при работе на газе увеличивается ресурс двигателя. Газ в отличие от бензина не растворяет масло на стенках поршневой системы ( см. работа поршня ), а также луч­ше сгорает благодаря лучшему смешиванию с воздухом;
  • можно увеличить срок замены масла, поскольку газ практически не образует нагара и других вредных отложений. Двигатель будет чище даже при более редких ТО;
  • польза для природы, газ гораздо «экологичнее».


Неужели все так хорошо?


Минусы тоже есть:

  • увеличивается вес автомобиля, что прямо влияет на расход топлива;
  • при увеличении расхода на 15-30% еще и мощность теряется на 10-15%;
  • придется принести в жертву полезное пространство в багажнике автомобиля. Обыч­ный баллон занимает половину багажника, а тороидальный стоит дорого. К тому же он меньшего объема и запаске нужно найти место;
  • в мороз машину можно завести только на бензине;
  • фильтр воздуха необходимо менять в три раза чаще, заодно и конденсат с редуктора нужно слить;
  • газовых заправок меньше, а желающих заправиться много, поэтому часто возникают очереди.


Поколения газобаллонного оборудования

При рассмотрении поколений газобаллонного оборудования различают инжекторное и карбюраторное оборудование. Отличается нумерацией поколений от 1 до 5. Применяемый газ: сжиженный – пропан-бутан, сжатый – метан.

Поколения газобаллонного оборудования

Первое поколение газобаллонного оборудования


Принцип работы ГБО первого поколения заключается в регулировании давления, поступающего из редуктора газа, и последующей дозировке объема подаваемого газа ме­ха­ни­чес­ки. Данные системы монтировали на два типа автомобилей: инжекторные (мо­но­впрыс­ко­вые) и карбюраторные. В первом поколении газобаллонного оборудования применяются вакуумные и электронные газовые редукторы. Эти устройства со смесителем газа являются традиционными. Комплект ГБО первого поколения включал в себя вакуумные и элект­ри­чес­кие редукторы, оснащенные электронным управлением.


Второе поколение газобаллонного оборудования


Система ГБО второго поколения состоит из электрического редуктора и до­зи­ру­ю­ще­го электронного устройства, опирающегося на сигналы датчика содержания кислорода в выпускном коллекторе мотора, датчика расположения дроссельной заслонки и датчика частоты вращения коленчатого вала. Электронный газовый блок управления (лямбда-конт­рол­лер) принимает сигналы от вышеперечисленных датчиков и поддерживает требуемый (стехиометрический) состав воздушно-газовой смеси как на переходных, так и на ус­та­но­вив­ших­ся режимах работы силового агрегата.


Третье поколение газобаллонного оборудования


В ГБО 3 поколения электронный блок с дозатором распределителем обеспечивает синхронный распределенный впрыск газа с помощью механических форсунок во впускной коллектор. Электронный блок опирается на сигналы датчика частоты вращения коленчатого вала, датчика содержания кислорода в выпускном коллекторе мотора, датчика абсолютного давления, положение дроссельной заслонки и регулирует подачу газа. Отдельная подача газа к каждому конкретному коллектору происходит за счет дозирующего механизма – газового инжектора. Механические форсунки в магистрали подачи газа открываются благодаря избыточному давлению. Электронный блок ГБО 3 поколения создает собственные топ­лив­ные карты и из-за специфических особенностей конструкции шагового дозатора не­дос­та­точ­но быстро корректируется структура газовоздушной смеси.


Четвертое поколение газобаллонного оборудования


За счет электромагнитных форсунок данная система обеспечивает распределенный параллельный или последовательный впрыск газа. Принцип работы такой системы зна­чи­тель­но отличается от прошлых поколений. Работа газовых электромагнитных форсунок корректируется с помощью газового блока управления (аналогично штатному элек­трон­но­му блоку управления двигателя). Газовый блок управления распознает сигналы, идущие на бензиновые форсунки и, основываясь на них, выполняет расчет сигналов для управления газовыми форсунками. Управление газовым впрыском фактически происходит на основе сигналов штатного ЭБУ. Из редуктора газ направляется к газовым форсункам и не­пос­редст­вен­но впрыскивается на впускные клапаны силового агрегата.


Пятое поколение газобаллонного оборудования


Главной отличительной особенностью пятого поколения автомобильного ГБО яв­ля­ет­ся то, что в цилиндры мотора газ подается в жидком состоянии. Система для этого оснащается специальным газовым насосом, который способствует циркуляции жидкого газа в баллоне через систему топливных магистралей в рампу газовых форсунок и благодаря этому создает требуемое постоянное давление перед форсунками. Обратно в баллон газ возвращается через клапан обратного давления. Электромагнитные газовые форсунки отправляют газ в жидком состоянии. В подобных системах подача жидкого газа также возможна через бензиновые форсунки. Блок управления (газовый) применяет бензиновые топливные карты, которые заложены в штатный ЭБУ, и вносит только необходимые изменения для адаптации к газу.


ГБО 3 поколения

Рассмотрим схему установки газобаллонного оборудования на автомобиль с кар­бю­ра­тор­ной топливной системой. Рассматриваемое газобаллонное оборудование относится к ГБО 3 поколения.

ГБО 3 поколения

Принцип действия ГБО 3 поколения происходит по следующей схеме. Из баллона (1) сжиженный газ из нефти, он же пропан-бутан, попадает в магистраль с высоким давлением (3). Мультиклапан (2) регулирует расход газа. Заправка с помощью выносного устройства заправки (4) также происходит через него.

Далее вступает в действие газовый фильтр-клапан (5), который очищает поступивший по магистрали газ в жидкой форме. Газ необходимо очищать от смолистых отложений и взвесей. Этот же клапан отвечает за прекращение подачи газа, если выключено зажигание или топливная система перешла на бензин. Чистый газ попадает в редуктор-испаритель (6), где кардинально уменьшается давление – с 16-ти до 1-й атмосферы.

Газ имеет свойство сильно охлаждать редуктор при интенсивном испарении. Поэтому редуктор подсоединяют к системе охлаждения двигателя. Такая мера предохраняет мем­бра­ны от обмерзания благодаря циркуляции охлаждающей жидкости. Во время работы дви­га­те­ля автомобиля ( см. устройство двигателя автомобиля ) появляется эффект разрежения во внутреннем коллекторе, под воздействием которого газ и поступает через дозатор (7) в смеситель (8). Такой смеситель устанавливают между карбюраторными заслонками дрос­се­ля и воздушным фильтром. Как альтернативный вариант возможна врезка газовых штуцеров напрямую в карбюратор автомобиля ( см. устройство карбюратора ).

Выбрать на чем ехать (газ-бензин) можно с помощью переключателя видов топлива (10), который устанавливают на приборной панели автомобиля. В положении «газ» отк­ры­ва­ет­ся газовый электромагнитный клапан (5), одновременно с этим отключается бензиновый электромагнитный клапан (9). При переходе на бензин все происходит в точности наоборот.

Светодиодный индикатор показывает, на каком виде топлива вы едете. Возможна настройка переключателя на индикацию приблизительного уровня топлива, но только при условии, что в мультиклапан встроен датчик уровня газа.

Для корректной работы ГБО 3 поколения на автомобиле с инжектором, необходима установка двух эмуляторов: форсунок и лямбда-зонда. Такие меры нужны, чтобы компьютер управления двигателем не перешел в аварийный режим. Без этого дополнительного ос­на­ще­ния газобаллонное оборудование на автомобиле корректно работать не будет.

В четвертом поколении ГБО схема работы другая. Она реализована с помощью от­дель­ных газовых форсунок и самостоятельного блока управления. Блок работает син­хрон­но со штатным и заменяет эмуляторы. Это позволяет подавать газ сразу во впускной кол­лек­тор.

Устройство ГБО

Устройство ГБО включает в свою конструкцию:

  1. Заправочное устройство
  2. Блок высокого давления
  3. Электромагнитный газовый клапан
  4. Дозатор газа
  5. Газовый редуктор
  6. Смеситель газа
  7. Переключатель вида топлива
  8. Электромагнитный бензиновый клапан
  9. Манометр высокого давления
  10. Блок контроля электромагнитными клапанами
  11. Баллон газовый с арматурой
  12. Трубопроводы и шланги

Устройство ГБО

Устройство ГБО гораздо проще, чем система питания двигателя. Нет необходимости в бензонасосе ( см. топливный насос двигателя ), так как газ поступает в редуктор под воз­дейст­ви­ем давления (поэтому газовый баллон должен быть герметичным).

В редукторе газ испаряется и в смеситель поступает уже в газообразной форме. При испарении газ выделяет много холода, поэтому редуктор подогревается с помощью ох­лаж­да­ю­щей жидкости автомобиля (рабочая температура 80-90°C).

Смеситель «подмешивает» к газу необходимое количество воздуха. Он ус­та­нав­ли­ва­ет­ся перед дроссельной заслонкой, таким образом, рабочая смесь поступает уже в готовом виде.

Регулируется она дозатором. А электромагнитный клапан (перед редуктором) от­ве­ча­ет за включение-выключение подачи газа.

Переключатель видов топлива обычно размещается в салоне автомобиля. С его по­мощью можно выбрать газ, бензин или вообще перекрыть подачу любого топлива. Оба кла­па­на автоматически закрываются при выключенном зажигании.

Эксплуатация ГБО

Рассмотрим основные правила эксплуатации ГБО. Они довольно просты. Но вы­пол­няя их, эксплуатация ГБО станет беспроблемной долгое время.

Одно из главных правил эксплуатация ГБО – заводить автомобиль необходимо на бензине. Это не означает, что машина не заведется на газе. Просто в таком случае вы су­щест­вен­но уменьшите ресурс газобаллонного оборудования (разрушаются мембраны ре­дук­то­ра).

Переключение на газ лучше делать на ровном участке дороги. Установить пе­рек­лю­ча­тель в нейтральное положение, и дождаться, когда сгорит весь бензин. Включать подачу газа следует, когда мотор начнет глохнуть. По той же схеме стоит переключиться на бензин перед длительной стоянкой или парковкой на ночь.

Обязательна процедура слива конденсата из редуктора. Это следует делать примерно один раз на тысячу километров. На редукторе предусмотрена специальная гайка или винт для обслуживания. Не забудьте закрутить обратно. Расположение может отличаться у разных производителей оборудования, поэтому эти нюансы следует уточнить у установщиков ГБО. Они же подскажут особенности регулировки.



На главную:

Устройство легкового автомобиля

(c) avto-ustroistvo.ru